Фонограммы ни грамма

Каждый, кто посещал концерты отечественной эстрады, хоть раз в жизни мог быть свидетелем того, как из-за внезапного выключения электроэнергии пропадало музыкальное сопровождение вместе с голосом самого певца.
Такие конфузы встречаются сплошь и рядом. Уже никого не удивляет тот факт, что наши эстрадники, как и во всем мире, давно поют под фонограмму, хотя это всегда вызывает критику музыкального сообщества. Поэтому во многих странах введены различные формы ограничения фонограммы.
К примеру, на постсоветском пространстве такие меры приняты в Азербайджане, Узбекистане, Беларуси, России, Армении, Молдавии и Таджикистане. Последовав их опыту, депутат Исмаил Исаков инициировал законопроект ограничения использования «фанеры» в Кыргызстане. По его словам, в нынешнем состоянии шоу-бизнеса качество исполнения падает прямо пропорционально росту количества исполнителей.
- Ограничение использования фонограммы в первую очередь полезно именно для самих исполнителей. Певец, который не поет вживую, теряет свой потенциал и его рост приостанавливается. Зритель, покупая билет, вправе слышать живой голос,- аргументировал свое предложение Исаков.

В предложенном законе использование плюсовой, голосовой и частичной фонограмм не допускается на культурно-массовых мероприятиях, в том числе в концертных залах, клубах, стадионах, дворцах спорта, открытых площадках или в других помещениях, организуемых за счет местных бюджетов, а также проводимых на платной основе путем продажи билетов гражданам.
Безусловно, в музыкальном сообществе данная инициатива вызвала некоторые противоречивые взгляды. Одни также полагают, что эта идея способна повысить уровень профессионализма исполнителей, другие считают, что подобная мера вызовет много проблемных моментов.



Редакция «Ч» решила узнать отношение представителей музыкального искусства к такой инициативе.
Ырыскельди Осмонкулов, Народный артист КР:
- Закон очень уместен, актуален и необходим. Думаю, у талантливого человека, любящего свое дело, у которого есть музыкальное образование, не возникнет проблем исполнять произведения вживую. На данный момент даже профессионалы привыкают к фонограмме. И у некоторых даже возникают комплексы. Наша сцена, на которой выступали великие артисты, превращается в проходной двор. Фонограмму можно использовать только без основного голоса. Музыку записывать, но петь вживую. Наши акыны-импровизаторы начинают даже посмеиваться над певцами, говоря: «Извините, я оказывается фонограмму не взял». Сейчас современная аппаратура любой голос может преобразовать и сделать шикарным.
Нам нужен художественный совет, как в советское время, необходимо собрать компетентный состав профессионалов, которые будут оценивать наших исполнителей — это необходимо. Когда просишь исполнителя спеть «а капелла» на каких-либо посиделках, певец начинает отказываться по разным причинам, а на самом деле просто не умеет петь. Если музыкальные исполнители будут выступать вживую, то не будет обмана, и он будет вынужден совершенствоваться, работать над дыханием, заниматься вокалом.
Бакыт Кыдыкбаев, руководитель джаз-банда «Соленые орешки»:
- В союзное время таких проблем ведь не было, даже в голову не приходило, что можно заменить голос. А сейчас, пользуясь оснащенностью аппаратуры, исполнители избегают петь живьем, и становится понятно, что уровень самих исполнителей можно ставить под сомнение. Закон по сути ничего не решит. Нужно вспомнить все то хорошее, что было раньше и постараться сохранить это наследие. Рыспай Абдыкадыров, какой был достойный эстрадник, и он пел вживую. Петь под фонограмму – это неуважение по отношению к слушателю. У людей уже нет представления и ощущения живого исполнения, настолько они привыкли к искусственному звуку.
Съездбек Искеналиев, певец:
- Думаю, данный закон нам нужен. Певцы должны исполнять песни вживую под минусовую фонограмму. Исполнители будут больше уделять внимание своему музыкальному образованию и профессиональному росту.
Урмат Усенов, эстрадный исполнитель:
- Если бы даже парламентарии не приняли закона, запрещающего использование фонограммы, максимум через два года музыкальное сообщество само бы к этому пришло. Примеры России и Казахстана, где подобные меры уже приняты, перейдут и к нам. Я думаю это очень правильно и надеюсь, что закон будет эффективно работать. Конечно, существуют технические вопросы, связанные с аппаратурой. Музыкальные исполнители готовы петь вживую, а те, кто не готов, думаю, будут стараться совершенствоваться.

Текст: Айганыш АБДЫРАЕВА Чалкан

Каждый, кто посещал концерты отечественной эстрады, хоть раз в жизни мог быть свидетелем того, как из-за внезапного выключения электроэнергии пропадало музыкальное сопровождение вместе с голосом самого певца.
Такие конфузы встречаются сплошь и рядом. Уже никого не удивляет тот факт, что наши эстрадники, как и во всем мире, давно поют под фонограмму, хотя это всегда вызывает критику музыкального сообщества. Поэтому во многих странах введены различные формы ограничения фонограммы.
К примеру, на постсоветском пространстве такие меры приняты в Азербайджане, Узбекистане, Беларуси, России, Армении, Молдавии и Таджикистане. Последовав их опыту, депутат Исмаил Исаков инициировал законопроект ограничения использования «фанеры» в Кыргызстане. По его словам, в нынешнем состоянии шоу-бизнеса качество исполнения падает прямо пропорционально росту количества исполнителей.
- Ограничение использования фонограммы в первую очередь полезно именно для самих исполнителей. Певец, который не поет вживую, теряет свой потенциал и его рост приостанавливается. Зритель, покупая билет, вправе слышать живой голос,- аргументировал свое предложение Исаков.

В предложенном законе использование плюсовой, голосовой и частичной фонограмм не допускается на культурно-массовых мероприятиях, в том числе в концертных залах, клубах, стадионах, дворцах спорта, открытых площадках или в других помещениях, организуемых за счет местных бюджетов, а также проводимых на платной основе путем продажи билетов гражданам.
Безусловно, в музыкальном сообществе данная инициатива вызвала некоторые противоречивые взгляды. Одни также полагают, что эта идея способна повысить уровень профессионализма исполнителей, другие считают, что подобная мера вызовет много проблемных моментов.



Редакция «Ч» решила узнать отношение представителей музыкального искусства к такой инициативе.
Ырыскельди Осмонкулов, Народный артист КР:
- Закон очень уместен, актуален и необходим. Думаю, у талантливого человека, любящего свое дело, у которого есть музыкальное образование, не возникнет проблем исполнять произведения вживую. На данный момент даже профессионалы привыкают к фонограмме. И у некоторых даже возникают комплексы. Наша сцена, на которой выступали великие артисты, превращается в проходной двор. Фонограмму можно использовать только без основного голоса. Музыку записывать, но петь вживую. Наши акыны-импровизаторы начинают даже посмеиваться над певцами, говоря: «Извините, я оказывается фонограмму не взял». Сейчас современная аппаратура любой голос может преобразовать и сделать шикарным.
Нам нужен художественный совет, как в советское время, необходимо собрать компетентный состав профессионалов, которые будут оценивать наших исполнителей — это необходимо. Когда просишь исполнителя спеть «а капелла» на каких-либо посиделках, певец начинает отказываться по разным причинам, а на самом деле просто не умеет петь. Если музыкальные исполнители будут выступать вживую, то не будет обмана, и он будет вынужден совершенствоваться, работать над дыханием, заниматься вокалом.
Бакыт Кыдыкбаев, руководитель джаз-банда «Соленые орешки»:
- В союзное время таких проблем ведь не было, даже в голову не приходило, что можно заменить голос. А сейчас, пользуясь оснащенностью аппаратуры, исполнители избегают петь живьем, и становится понятно, что уровень самих исполнителей можно ставить под сомнение. Закон по сути ничего не решит. Нужно вспомнить все то хорошее, что было раньше и постараться сохранить это наследие. Рыспай Абдыкадыров, какой был достойный эстрадник, и он пел вживую. Петь под фонограмму – это неуважение по отношению к слушателю. У людей уже нет представления и ощущения живого исполнения, настолько они привыкли к искусственному звуку.
Съездбек Искеналиев, певец:
- Думаю, данный закон нам нужен. Певцы должны исполнять песни вживую под минусовую фонограмму. Исполнители будут больше уделять внимание своему музыкальному образованию и профессиональному росту.
Урмат Усенов, эстрадный исполнитель:
- Если бы даже парламентарии не приняли закона, запрещающего использование фонограммы, максимум через два года музыкальное сообщество само бы к этому пришло. Примеры России и Казахстана, где подобные меры уже приняты, перейдут и к нам. Я думаю это очень правильно и надеюсь, что закон будет эффективно работать. Конечно, существуют технические вопросы, связанные с аппаратурой. Музыкальные исполнители готовы петь вживую, а те, кто не готов, думаю, будут стараться совершенствоваться.

Текст: Айганыш АБДЫРАЕВА Чалкан